ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ПАШКЕВИЧ
АНГЕЛ НАД ОСТРОВОМ



(Очерк по истории церкви святой великомученицы Екатерины)
ПРЕДИСЛОВИЕ. Церковь святой великомученицы Екатерины, величественный купол которой венчает Ангел, словно благословляющий и дома города, и живущих в них людей, и воды Финского залива, и суда, уплывающие в неведомую морскую даль, видна издалека, и без неё сейчас уже трудно представить восточную часть Васильевского острова. Построенная в первой четверти 19-го века церковь своей красотой, велифчием вызывала восхищение у всех петербуржцев. «Отличительные черты храма,- писал современник,- простота и свет. Широкий купол, легко посаженный на аркообразных сводах, посредством парусов незаметно соединяется со стенами и через 12 окон льёт массу света на церковь. Окна в стенах освещают здание в боков. В ясный солнечный день храм горит светом и радостью. Вся церковь открыта настолько, что в ней нет места, откуда не было бы видно богослужения в главном храме. Прекрасно устроенный резонанс даёт возможность даже небольшому хору исполнять величественные произведения духовных композиторов, а голос чтеца внятно раздаётся по всем уголкам храма».

Что и говорить, Екатерининский храм слышал немало образных сравнений и красочных эпитетов. Петербуржцы сравнивали его с кораблём , называли грандиозным и парящим. Он в вправду был сооружён для того, чтобы поразить воображение своей мощью и крылатостью, гармонией и величественным изяществом. Уникальность храма в том, что он не подавляет приходящих в него прихожан своей грандиозностью, а, напротив, как бы сообщает им лёгкость в молитве.

В предлагаемом читателю историческом очерке отражены важнейшие этапы строительства церкви святой великомученицы Екатерины, создания внутреннего убранства, прослеживаются истоки и изменения архитектурного образа, рассказывается об особенностях церковной жизни храма.

Печатное издание вышло в свет в преддверии 200-летия закладки храма и рассчитана на любителей истории и петербургской старины.

У ИСТОКОВ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЦЕРКВИ. Есть четыре этапа — четыре начала, от которых вправе начинать свою историю церковь святой великомученицы Екатерины.

Первый – уходит во времена царствования Императрицы Елисаветы Петровны. Писать о нём по канонам строгого церковно исследования едва ли возможно в наши дни. Тем более в будущем. « Не оказалось никакого материала для древней истории нашего храма,- сожалел в 1911 году протоиерей Леонид Тихомиров,- в архиве Благовещенской церкви, по 8-й линии, к которой некогда Екатерининская церковь была приписана, потому что многие документы Благовещенской церкви во время наводнения 1824 года были подмочены и потому истлели».

Второй этап начинается со строительства на Кадетской линии Васильевского острова каменного храма и заканчивается в 1917 году. Он являет собой историю маленькой общины православных христиан, которые с непрестанной молитвой участвовали в создании и украшении церкви.

Третий — послереволюционный, которому казалось, не будет конца, вошёл в церковную историю как советский, или богоборческий.

Четвёртый этап восходит к середине 90-х годов истекшего столетия, когда распоряжением мэрии Санкт-Петербурга здание церкви святой великомученицы Екатерины было вновь передано Санкт-Петербургской епархии.

Начнём по порядку. Из обрывочных данных можно установить, что место, где сейчас стоит Екатерининская церковь, намолено русскими боевыми полками. В перечне церквей, существовавших во время вступления на архиепископию Высокопреосвященнейшего Феодосия ( 1745-1750г.г.) значится, что она была полотняною – так назывались походные церкви, устраивавшиеся в палатках на время расквартирования частей в населённых пунктах. Подобно ветхозаветной скинии они переносились с места на место, сообразно с передвижением войск, и помещались там, где для них оказывалось наиболее подходящее и удобное место. В них возносились молитвы ко Господу об укреплении Отечества, о даровании защитникам Отчизны всего потребного в этой жизни и для душевного спасения в будущем. С уходом полка, место престола полотняной церкви обозначалось крестом, обкладывалось дерном или обносилось решёткою.

С уходом Кабардинского полка из Санкт-Петербурга, на месте полотняной церкви была воздвигнута деревянная, принадлежавшая Астраханскому пехотному полку. Ранее она находилась в гавани и была во временном пользовании Кексельгомского полка. При каких обстоятельствах деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы была перенесена из гавани, сказать трудно. Но документально подтверждено, что именно она и стала церковью во имя святой великомученицы Екатерины: по бытовавшему в то время обычаю, при переноске или перестройке церквей новосозидаемый храм посвящался памяти другого святого. Об этом свидетельствует прошение Воронежского полка от 22-го августа 1733 года на имя Преосвященного Гавриила, в котором воронежцы писали: « Так как оный полк квартирами расположен здесь, в Санкт-Петербурге, то для полковой церкви и отправления в оной Божественной службы и случающихся полковых потребностей соблаговолите по способности к этому полку, состоящую на Васильевском острове после Астраханского пехотного полка полковую церковь во имя святой великомученицы Екатерины оного полка священнику Иоанну Стефанову отвесть только на время, пока оный полк в Санкт-Петербурге находиться будет».

По уставу Святого синода от 15 сентября 1755 года Екатерининская церковь была отнесена к оспенным. Они предназначались для прихожан, заболевших оспой или корью. Священники таких церквей не смели входить в те дома, в которых не было больных оспой или корью, а с другой стороны – жители домов, где были больные, заражённые этими болезнями, могли обращаться только с священникам оспенной церкви. Требы и богослужения совершались священниками Введенской церкви Копорского и Ямбургского полков с Петроградской стороны.

В первый день Рождества Христова, 25 декабря 1809 года, Екатерининская церковь сгорела. В рапорте благочинного протоиерея Андреевского собора от 26 декабря 1809 года сообщалось: « Вчерашнего числа, 25 декабря, по окончании службы в 7 часов утра, никаких треб в оной церкви не было отправляемо; не были топлены печи ни накануне, ни в сей день. Около 4-х часов по полудни запирали у оной церкви окошечные ставни и были в церкви с огнём. Около 6 часов явился в церкви дым, а вскоре и пламя, объявшее весь алтарь и большую часть церкви. По таковой скорости ничего из вещей церковных не спасено: всё с церковью в короткое время сделалось жертвою пламени.»

Тогда от всей церкви осталось только несколько пудов горелого железа, которое после и было продано за 4 рубля 50 копеек ассигнациями, и чудесным образом сохранившаяся храмовая икона Святой Великомученицы Екатерины. Это предание записал священник Василий Георгиевский

НЕВЕСТА ХРИСТОВА. Есть удивительное по своему художественному воздействию полотно: Господь Иисус Христос надевает перстень на руку девушки с восторженным лицом. Это и есть святая великомученица Екатерина, которая жила в начале четвёртого века нашей эры в Александрии во времена жестоких гонений на христиан, воздвигнутых царём Максимином. Происходила она из царского рода, отличалась дивной красотой и необыкновенным умом.

Восемнадцати лет от роду Екатерина в совершенстве знала многие языки и наречия, изучила творения Аристотеля и Платона, сочинения Асклипия, Гиппократа и Галина, постигла тайны ораторского искусства.

Не было у Екатерины недостатка в женихах, но девушка твёрдо решила в своём сердце сохранить чистоту девства и отвергала самые заманчивые предложения.

—- Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости… — отвечала она родным, уговаривавшим её вступить в брак.

Видя непреклонность своей дочери, мать её, тайная христианка, привела Екатерину к своему духовному отцу.

Но этот премудрый старец не стал отговаривать девушку от принятого ею решения.

— Я знаю одного чудного юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях, — сказал он. —-Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровище распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но всё более и более увеличивается, а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всём мире нет подобного Ему.

—- Правда ли всё то, что ты говоришь? – смутившись, спросила Екатерина.

—Чей же сын, этот восхваляемый тобою юноша?

— Он не имеет отца на земле,- ответил старец. —Он родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость и сейчас бессмертной душою и телом вознесена выше небес, где Ей покланяются все святые Ангелы, как Царице всей твари.

— Отче! — спросила Екатерина. — как я могу увидеть этого юношу?

— Вот изображение Матери Того, о котором я говорил тебе! — сказал старец, протягивая девушке икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Божественного Младенца. —Возьми эту икону домой и вознеси молитву, умоли Деву, имя которой — Мария, чтобы Она показала тебе Своего Сына.

Ночью, уединившись в своей комнате, Екатерина начала молиться перед святой иконой, как научил её старец. Продолжительная молитва утомила её, девушка уснула и во сне узрела Царицу Небесную.

Царица держала на руках святого Младенца, окружённого лучезарным сиянием, но лика Екатерина не могла рассмотреть, ибо Христос отвернулся от неё. Екатерина зашла с другой стороны, но Христос снова отвернулся.

—Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину!— сказала тогда Богородица. — Посмотри как она прекрасна и добра.

—Нет!— ответил Христос. —Сия отроковица так безобразна, что Я не могу смотреть на неё.

— Разве сия девица не мудрее всех философов? — спросила Богородица. — Разве она не превосходит своим богатством и знатностью всех девиц?

—Сия девица безумна, бедна и худородна,- сказал Христос. До тех пор не буду взирать на неё, пока она не оставит своего нечестия. Пусть идёт к тому старцу, который дал ей икону, и сделает то, что повелит ей. Тогда она узрит Меня и обретёт благодать предо Мною.

И едва прозвучали эти слова, Екатерина пробудилась от сна, и немедленно отправилась к старцу. Она поведала ему о своём видении и попросила научить её, дабы она могла узреть Жениха-Христа.

Преподобный старец научил Екатерину всем тайнам христианской веры, девушка, жаждавшая истины и спасения, уверовала от всего сердца в Иисуса Христа и приняла святое Крещение.

« Таким образом, — пишет святитель Димитрий Ростовский, — совлекшись ветхого человека и облекшись в одежду обновления духа, Екатерина возвратилась в дом свой и всю ночь провела в слёзной молитве, пребывая без пищи, пока не заснула.

И вот снова видит она Царицу небесную и Иисуса Христа. Спаситель ласково взирал теперь на Екатерину.

—Угодна ли Тебе, Сын Мой сия девица?— спросила Его Богородица.

—Весьма угодна, — ответил Господь. —Теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала. Ныне Я возлюбил её, итак она угодна Мне, что Я хочу обручить её Себе в нетленную невесту.

—Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак обручения с нею, — сказала Пресвятая Богородица, — уневести её, дабы сподобить её Царствия Своего.

Когда Екатерина проснулась, то увидела на правой руке своей чудный перстень и « с того часа сердце её предалось совершенно Божественной любви»…

Спокойная и счастливая жизнь Екатерины продолжалась до того дня, пока не прибыл в Александрию император Максимин, и по его указу было организовано грандиозное жертвоприношение языческим богам.

Весь город наполнился в тот день мычанием убиваемых волов, блеянием овец, криками птиц и смрадным дымом сжигаемых жертв.

На языческих алтарях сжигали тогда не только животных, но и христиан.

Горя Божественною ревностью, прекрасная Екатерина отправилась в храм, где сам Максимин приносил в жертву сто тридцать тельцов.

— Царь, познай соблазн, в который ты вовлечён бесами, —сказала Екатерина, встав перед царём. — Ты почитаешь богами идолов тленных и бесчувственных и служишь им. Стыдно, царь, быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям. Поверь хотя бы своему мудрецу Диодору, который говорит, что боги ваши были некогда людьми, и окончили свою жизнь нечестиво, но ради некоторых деяний, совершённых ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. И знаменитый Плутарх гнушался этими богами и презирал их. Поверь же, царь, хотя бы этим учителям своим. Познай Единого Истинного Бога, присносущного, пребезначального и бессмертного. Того, Кто вочеловечился ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится.

Как сообщает житие великомученицы Екатерины, царь Максимин, пораженный её необыкновенным умом и замечательною красотою, подумал, что девушка рождена не смертными родителями, а теми богами, которых он почитает.

—Бесы, которых ты почитаешь за богов, прельщают тебя и увлекают в бессмысленные похоти!— отвечала ему Екатерина.

—если ты желаешь рассеять тьму и помрачение прелестью, то познай истинного Бога, одно произнесение имени которого, один только крест, изображённый в воздухе, прогоняет твоих богов и сокрушает их.

Чтобы «заградить уста премудрой девицы», царь Максимин приказал собрать по всей стране философов и витий, отличавшихся остротою ума и красноречием.

—Приготовьтесь к состязанию с этой девицей! —предупредил их царь.— Она, как я осторожно выпытал, превосходит мудростью самого Платона. Умоляю вас, покажите в споре с ней такое же старание, какое бы вы имели, состязуясь с ним. Если вы победите, то вознагражу вас великими дарами, если же вы будете побеждены, то вместо даров примите мучительную смерть.

—Не опасайся, царь!—успокоили Максимина мудрецы. —Быть может, противница наша и необыкновенно умна, но она — женщина и не может обладать мудростью в полном совершенстве…

Услышав это, максимин успокоился и повелел привести Екатерину.

Однако прежде посланцев царя к Екатерине, явился Архангел Михаил.

—Не бойся, дева Господня!—сказал он. Господь твой к премудрости твоей придаст ещё премудрость, и ты победишь в прении. И не только побеждённые витии, но и многие другие уверуют через тебя!

Так и случилось.

—Это ты с такою дерзостью и безумием порицаешь наших богов?— задал Екатерине вопрос мудрейший философ. – Я, кротко отвечала святая, но не с дерзостью и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью и по любви к истине говорю, что ваши боги – ничто. – Великие мудрецы называют их высшими богами, — сказал философ.

-Как же ты произносишь хулу на тех, от которых сама приняла премудрость, и сладости даров которых ты вкусила?

- Я не от ваших богов, — отвечала Екатерина, — но от моего Единого Истинного Бога получила премудрость. Он и есть премудрость и жизнь, и тот, кто хранит Его Божественные повеления, и есть истинный философ. Дела же ваших богов и сказания о них достойны смеха и порицания, и преисполнены соблазна. Да и кто из твоих великих стихотворцев, скажи мне, называет их богами?

- Мудрейший Гомер… — ответил философ. – разве ты не помнишь, как, обращаясь к Зевсу, он говорит: « Славнейший Зевс, превеликий бог, и вы прочие бессмертные боги?». Другие славнейшие стихотворцы тоже почитали богов и называли их бессмертными. Поэтому и тебе не следует заблуждаться, и поклоняться Распятому, как Богу. Никто из древних мудрецов не только не признавал Его Богом, но даже и не знал о Нём.

- Но ведь тот же Гомер в другом месте о великом твоём боге Зевсе говорит, что он был лукавый и лживый обманщик, и Гера, Посейдон и Афина хотели связать его, но успел скрыться от них бегством,- отвечала Екатерина. – Подобных сему деяний, внушающих презрение к вашим богам, много описано в ваших книгах. Но поскольку ты сказал, что ни один из древних учителей не признавал Распятого Богом, то я приведу свидетельства из ваших же книг. Открой «Сивиллины книги» и послушай, что говорит о Нём мудрейшая прорицательница, свидетельствуя: « В позднейшие времена придёт Некий на сию землю, примет на себя плоть, кроме греха. Беспредельным всемогуществом Божества он разрушит тление не исцеленных страстей, и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет повешен на высоком месте, как бы достойный смерти». Вспомни, что и ваш мудрец Аполлоний Тианский, пусть и не своею волею, а принуждённый к тому Его Божественной силой, но тоже исповедал Христа Богом. « Один,- говорит он, — побуждает меня Небесный исповедать Его. Он есть свет трисветлый, пострадавший же Бог есть, но не само Божество страдало: ибо в Нём и то и другое: и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И сей Муж, всё терпящий от смертных: крест, уничижение, погребение – есть Бог».

Это сказал Аполлоний Тианский об истинном Боге, Который собезначален и соприносущен Родившему Его. Он есть начало и основание, и источник всех созданных благ. Он создал мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи единосущен Отцу, Он был человеком ради нас, жил на земле, наставляя, уча и благодетельствуя людям, а потом принял смерть за нас неблагодарных, дабы освободить нас от древнего осуждения, и даровать нам прежнее блаженство и наслаждение. Таким образом, Он отверз нам врата райские, которые мы заключили грехопадением. Через три дня Он воскрес и восшел на небеса, и послал Духа Святого ученикам Своим; они же разошлись по всему миру и проповедали Его Божество, в Которое следует веровать и тебе философ, чтобы ты познал истинного Бога!

Своими речами премудрая Екатерина привела философа в такое удивление, что он оставался безгласным, не имея сил что-либо сказать в ответ. Царь Максимин велел остальным философам вступить в спор, но все они отказывались.

- Мы не можем противостоять истине, — сказали они.

Разгневанный Максимин приказал развести на городской площади костёр и сжечь на нём всех философов. Услыхав о своей участи, философы припали к ногам Екатерины, прося её помолиться о них Единому Истинному Богу, дабы Он простил им все совершенное ими в неведении, и сподобил их святого крещения и даров Пресвятого Духа.

- Истинно блаженны и счастливы вы, ибо, оставив тьму, познали свет истинный, и, презрев смертного земного царя, приступили к Бессмертному Небесному! – сказала им святая Екатерина.

-Твёрдо надейтесь на Его милость, и веруйте, что огонь, которым вас устрашают нечестивцы, послужит вам крещением, и лествицею, возводящую к небу. В этом огне вы очиститесь от всякой скверны плоти и духа, и пред Царем славы предстанете светлыми и чистыми как звезды, и соделаетесь возлюбленными друзьями Его. Сказав это, святая Екатерина осенила каждого из них крестным знамением и они с радостью пошли на мучения. Воины ввергли их в огонь, и таким образом они приняли мученическую кончину.

Вечером в тот день, 17 ноября 307 года, пришли благочестивые христиане, чтобы похоронить останки святых мучеников, но нашли тела их совершенно целыми, так что огонь не коснулся даже волос их…

Между тем Максимин, не сумев победить святую Екатерину в открытом споре, решил одолеть её, прибегнув к соблазну. Он предложил ей разделить царство его, и власть, и жить с ним в непрестанном веселье.

- Оставь, царь, свою хитрость, и не уподобляйся лисице,- ответила ему премудрая Екатерина – Я решительно, раз навсегда, сказала тебе, что я христианка, и уневестилась Христу.

Он мой Жених и Наставник и украшение моего девства. Напрасно прельщаешь ты меня царскою багряницею. Царь Максимин пригрозил ей мучениями.

- Делай, что хочешь,- отвечала святая. – Чрез временное бесчестие ты приобретёшь мне вечную славу, и великое множество людей уверуют через меня во Христа моего; и из твоих палат многие пойдут вместе со мною в священные небесные чертоги.

Как прорекала святая, так и исполнилось. Когда разгневанный Максимин подверг Екатерину немилосердному бичеванию, так что всё тело её покрылось ранами, а кровь текла ручьями и обагряла землю, сердце Августы, супруги царя, которую Максимин хотел оставить ради Екатерины, воспылало такою любовью к великомученице, что она с помощью воеводы Порфирия пробралась в темницу, где морили святую голодом, и упала к её ногам.

- подобно оленю, ищущему утолить жажду свою, я безмерно желал видеть тебя, и жаждала слышать твои речи! – сказала она. –А теперь я уже не скорблю, хотя бы пришлось мне лишиться жизни и царства – я счастлива, что увидела тебя! Блаженна ты и достойна похвалы, что предалась всемогущему Владыке, Который излил на тебя столь великие дарования.

- Блаженна и ты, царица, — ответила Екатерина, — ибо я вижу венец, который держат над твоею главою ангелы…

Через три дня ты получишь его за те мучения, которые претерпишь ради Христа, чтобы чрез них отойти к Истинному Царю для вечного царствования.

-Боюсь мучений, которые ты предрекаешь мне, — сказала царица. – Супруг мой жесток и бесчеловечен.

-Не страшись,- сказала святая, — Сам Христос будет тебе помощником; Он укрепит сердце твое и никакое мучение не коснется души твоей; только тело твое пострадает здесь немного, а потом и оно получит вечный покой.

И уверовала во Христа царица Августа, и уверовал приведший её в темницу начальник стражи Порфирий, и уверовали вместе с ним ещё двести воинов.

«Милостивый же и человеколюбивый Христос,- сообщает житие великомученицы Екатерины,- не оставил святую Свою невесту без попечения, но, как чадолюбивый отец, промышлял о ней. Каждый день к ней влетала в окно голубица и приносила пищу».

И когда Екатерина вновь была приведена к Максимину, тот был поражён, что в темнице не только не потускнела, но ещё ярче засияла её красота, наполненная духовною благодатью…

И снова Максимин уговаривал Екатерину отречься от Христа и сулил ей великие блага, и снова отвергала святая все соблазны.

И тогда Максимин повелел вельможе Хурсадену подвергнуть Екатерину той пытке, которую он изобрёл специально для Екатерины. Тут же построили помост, и на нём установили колёса с железными шипами. Два колеса вращались в одну сторону, два- в другую. Вращаясь, колёса сходились, раздирая тело лежащего на помосте человека.

Когда колёса были готовы, святую привели на место мучения и начали с большою силою вращать колеса, дабы устрашить её.

- Видишь, какие мучения приготовлены для тебя!- сказал ей Максимин. – ты примешь в этих колесах ужаснейшую смерть, если не поклонишься богам.

- Много раз уже я говорила, что останусь христианкой, — ответила Екатерина. –Не теряй, царь, напрасно времени, делай, что хочешь.

Тогда Екатерину привязали к помосту и силой начали вращать колёса, но лишь только приступили к истязанию, внезапно сошёл с неба Ангел и освободил святую от уз, а колёса сокрушил, и обломки их летали в сторону, поражая язычников, собравшихся насладиться пытками.

Услыхав об этом чуде, царица Августа вышла из своих палат и стала обличать царя Максимина.

-Поистине,- говорила она, — ты дерзок и безумен, ибо осмеливаешься бороться с Живым Богом, и несправедливо мучить Его рабу. Слова эти привели Максимина в полное неистовство. Всю свою ярость он обратил на супругу.

Августу схватили и, защемив её сосцы досками, начали сдавливать их, пока они не оторвались. Кровь текла рекою, но блаженная Августа, терпя ужасную боль, радовалась, что страждет за Истинного Бога.

- Отсеките ей голову! – приказал Максимин.

-О, Екатерина! – воскликнула тогда Августа. – Помолись обо мне!

- Иди с миром!, — ответила святая Екатерина, — чтобы царствовать со Христом вечно.

Царица Августа была казнена за городом, и было это 23 ноября.

А воевода Порфирий ночью предал тело царицы погребению, и на утро со своими уверовавшими во Христа воинами предстал перед царём.

- И мы – христиане, воины Великого Бога! – объявил он.

Таким образом, исполнилось предсказание святой Екатерины, что многие их воинов царя, его домочадцев и приближённых уверуют чрез неё во Христа Бога.

- Великую скорбь и большое огорчение ты причинила мне,- объявил Екатерине Максимин. – Ты прельстила мою жену, и погубила мужественного моего военачальника, который был всею силою моего войска; много и других зол причинено мне чрез тебя, так что нужно было бы умертвить тебя без милосердия; но я прощаю тебя, девицу столь прекрасную и премудрую. Исполни же, наконец, мою волю, моя возлюбленная, принеси жертву богам, — и я сделаю тебя своею царицею, и никогда не оскорблю тебя, и без твоего совета не исполню никакого дела, — и ты будешь жить со мною в таком блаженстве, каким ни одна царица не наслаждалась.

И снова отвергла эти соблазны святая невеста Христова.

И тогда воины, взявши Екатерину, повели её на место усечения. Множество людей, сопровождая её к месту казни, плакали.

- Почему ты так жестокосерда к себе, пресветлая девица, что предпочитаешь смерть сладостной жизни? Зачем безвременно губишь цвет юности своей? Не лучше ли тебе послушать царя, и наслаждаться благами этой жизни, чем умереть позорною смертью?

-Оставьте ваш бесполезный плач,- отвечала святая. – Лучше порадуйтесь за меня, что я, ныне увижу возлюбленного Жениха, Иисуса Христа. Он призывает меня к неизреченному блаженству райскому, с Ним я буду наслаждаться в бесконечные веки. Не обо мне надобно плакать вам, а о себе, потому что за своё неверие вы пойдёте в вечный огонь.

В Александрийской православной обители святого Саввы до настоящего времени хранится мраморная колонна, на которую, когда воин отсёк мечем честную главу Екатерины, истекло из раны вместо крови молоко.

- Господи Иисусе Христе, Боже мой! Прими душу мою, приносимую Тебе в жертву ради любви к Тебе,- стоя у этой колонны, произнесла святая Екатерина. – Призри с высоты Твоей Господи, и на предстоящих людей сих, и наставь их светом Твоего познания; и прощения тех, которые призовут чрез меня имя Твое святое, исполни на пользу, дабы всеми воспевалось величие Твое во веки.

Честные мощи святой Екатерины, были взяты монахами, и перенесены на гору Синайскую, и долгое время они пребывали в неизвестности, пока их нетленными и благоуханными не обрела, спустя два столетия, братия Синайской обители.

Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо, в память таинственного обручения Екатерины с Небесным Женихом – Христом.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА КАМЕННОЙ ЦЕРКВИ. На Руси всегда были доброхотные люди. Сразу же после несчастья с деревянным храмом нашлись прихожане, которые взяли на себя заботу о его восстановлении. Из Санкт-Петербургской Духовной Консистории от 6 марта 1814 года была получена книга для записи денежного сбора и расхода средств для строительства на Васильевском острове по Кадетской линии каменной церкви во имя Святой великомученицы Екатерины. Благословил этот сбор митрополит Амвросий.

Сбор средств начался 20-го марта 1811 года. Первыми доброхотами стали коммерции советник Иван Васильевич Кусов, пожертвовавший 20 тысяч рублей; санкт-петербургские купцы Александр и Мартын Мартыновичи-Глуховы – 10 тысяч рублей; Пётр Дмитриевич Ноговиков – 5 тысяч рублей; Вязниковский купец Иван Водовозов – 10 тысяч рублей; купец Даниил Никифорович Голубин – 2 тысячи рублей и квартиру для строителя на 4 года ( по ценам того времени это составило ещё 800 рублей); Иван Румянцев – 250 рублей; неизвестный через Ноговикова – 5 тысяч рублей… Велик этот список. Но ещё более велик список тех лиц, имена которых ведает лишь Бог, и которые вносили пожертвования, никак не обозначая себя.

Со временем собранная сумма позволила начать работы по проекту, разработанному участником возведения Исаакиевского собора профессором Императорской Академии художеств Андреем Алексеевичем Михайловым. Строителем был избран Вязниковский купец Иван Водовозов, а надзирать за работами назначен каменных дел мастер Николай Камельский. 24 мая 1811 года, после молебна, строители приступили к работе: выемке земли и забивке свай. Строительные материалы поступали от разных поставщиков. Несколько десятков тысяч кирпичей было даже взято из остатков Петропавловской крепости.

Пошла работа- потекли и пожертвования. Жертвовали все, кто мог: и купцы и генералы, и крестьяне, и биржевые маклеры. И не только деньгами, но и строительными материалами. Вследствие царившего у людей душевного подъёма, работы продвигались так быстро, что 25 сентября 1811 года уже можно было совершить молебен на закладку церкви Святой Великомученицы Екатерины. Закладка храма состоялась по повелению Императора Александра Павловича и по благословению митрополита Амвросия, о чём свидетельствовала копия с доски, заложенной в стену, висевшая в алтаре церкви до её закрытия. Во время молебна на обходе было собрано до пяти тысяч рублей! Помяни, Господи, жертвователей во Царствии Твоем.

Строительство храма было приостановлено в связи с началом Отечественной войны 1812 года: поток пожертвований сократился, и маленькому приходу, состоявшему только из 25 дворов, вести постройку большого храма стало не под силу. В марте 1818 года назначенный строителем Иван Водовозов дал отчёт в приходе и расходе собранных сумм и отказался от постройки, которая, будучи доведена до купола, остановилась.

По благословению митрополита Михаила с 18 апреля 1818 года

вновь начался сбор пожертвований. Строителями были выбраны купцы Пётр Ноговиков и Даниил Голубин. С их назначением возгорелось усердие жертвователей. Из многих пожертвований выделяются жертвы Алексея Яковлева и Аполлона Никонова. Но собранных в 1818 году 16 тысяч рублей хватило лишь на неотложные работы по достройке купола, и тогда в комиссию Духовных Училищ поступило прошение о получении займа. Но и этой ссуды тоже хватило лишь не надолго. В мае 1820 года митрополитом Михаилом и в августе 1821 года митрополитом Серафимом выдавались разрешения на продолжение сбора пожертвований. Господь помог преодолеть все трудности, и строительство, продолжавшееся 12 лет, было закончено. Оно велось практически на средства жертвователей ( не считая взятой ссуды), в основном, купечества. 24 ноября 1823 года Преосвященный Григорий освятил каменную церковь Святой Великомученицы Екатерины. Так в Санкт-Петербурге появилось новое строение, надолго определившее архитектурный силуэт восточной части Васильевского острова.

Церковь была возведена на земле, находящейся между домами купца Голубина. Вся она была из обожжённого кирпича, переложенного через пять рядов кирпича плитою. Все связи были железные, а фундамент из точеного гранита. В своём основании первоначальная церковь имела вид равноконечного греческого креста, увенчанного одноглавым куполом. Кругом купола стояли 24 колонны из кирпича Коринфского ордена.

Купол храма кровельщики обили белым листовым железом, а остальную кровлю – покрыли чёрным железом и окрасили зелёною масляною краскою. На верху купола стоял вырезанный из дерева охтянином Гусевым и обитый свинцом Ангел, который нёс в себе какую-то весть о мире, покорности, о торжестве силы Божией над человеческим самоутверждением и превозношением. В руках « екатерининского» ангела находился медный вызолоченный через огонь крест. Шар, на котором утверждался крест, тоже был медным, вызолоченным.

Фасад церкви, выходящий на Кадетскую линию, украшали 8 колонн из кирпича. Предполагалось эти колонны сделать из гранита. Четыре колонны для этого уже были приобретены в 1814 году, но ввиду недостаточности средств, они были возвращены, и уплаченные за них средства вновь поступили на строительство храма. Несколько позже, с той же западной стороны, перед крестом в церкви была устроена между колоннами стеклянная галерея, из которой шли три входа в церковь.

С западной и восточной стороны имелись железные ворота, по сторонам которых были устроены две железные калитки. Они помещались в ограде из железной решётки между кирпичными столбами, покрытыми листовым железом. От самых ворот до ступеней на галерею настлан был помост из каменных плит; такою же плитою были устланы дорожки вокруг всего храма. Вход в церковь вначале был не с панели линии, а изнутри ограды. На западном фронтоне по рисунку В.И.Демут-Малиновского был сделан барельеф, изображавший Святую Великомученицу Екатерину, духовную невесту Спасителя, принимающую венок от Богоматери с Иисусом Христом на руках.

В 1863 году наружный вид храма изменился. С западной стороны была пристроена колокольня. Она заменила обветшавшую деревянную звонницу в виде четырёх столбов с перекладинами, на которых висели колокола ( самый большой колокол весил 156, а полиелейный – 87 пудов). Новая колокольня представляла из себя четырёхугольное здание с каменными во всех парусах сводами и железными стропилами. К ней вела каменная лестница, а в колокольне вверх шли лестница железная, а в пролётах – железные перила.

Два верхних яруса строители украсили колоннами из кирпича, переложенного плитою, а купол, главу, карниз и пояски обили листовым железом и выкрасили масляной краской. Установленный на колокольне железный крест был изготовлен по рисунку архитектора Василия Андреевича Болотова: четырёхконечным с продольными и поперечными прорезами. Крест был обложен красной медью, а яблоко выковано из красной меди. Крест, шар и сияние вызолочены через огонь.

Постройка колокольни производилась с подряда государственным крестьянином Иваном Осиповичем Ледневым и под наблюдением академика Василия Андреевича Болотова. Работы осуществлялись на средства жертвователей, из которых, равно с другими, глубоких слов признательности заслуживают потомственные почётные граждане Григорий Петрович, Александр Григорьевич и Пётр Степанович Елисеевы, пожертвовавшие более 30.000 рублей на построение колокольни и соединение её с западной стороны с церковью.

Из 16 колоколов самый большой весил 157 с половиной пудов, а самый маленький – 30 фунтов. Но в 1841 году санкт-петербургский купец Поликарп Тихонов пожертвовал новый колокол в 494 пуда 30 фунтов.

В 90-х годах на алтарной стене на средства прихожанки Евдокии Иовны Фоминой на алтарной стене была сооружена большая за стеклом икона Святой Великомученицы Екатерины с лампадою при ней!

ВНУТРЕННИЙ ВИД И УБРАНСТВО ХРАМА. Внутренний вид и живописное убранство церкви Святой Великомученицы Екатерины складывались годами из многочисленных элементов, задуманных и осуществлённых его создателями с необычайным разнообразием и богатством воображения. При входе в храм взору прихожан через открытые царские врата представлялся Святой Престол, над которым на четырёх тумбах, украшенных позолоченною резьбою, была устроена сень из балдахина, стоявшей над гробом Императрицы Елизаветы Алексеевны во время следования её праха из Белева в Чесьму. В 1907 году во всех трёх алтарях Святые Престолы и жертвенники были обложены белым каррарским мрамором с инкрустациями. На верхних досках у жертвенников были высечены слова: « Помяни, Господи, во Царствии Твоем» и имена жертвователей. За Святым Престолом в главном храме первоначально находилась картина с изображением Животворящего Креста, перед которым на коленях стоят патриарх Никон, царь Алексей Михайлович и супруга его Наталия Кирилловна. Картина была пожертвована строителем Иваном Водовозовым. Со временем она обветшала и в 1865 году заменена иконой Воскресения Христова работы художника К.П.Брюллова, помещённой в резную золочёную раму.

Иконостасы с резными царскими вратами вначале были окрашены белой масляной краской с позолотой только резьбы, но на средства Г.П.Елисеева все они полностью были покрыты позолотой.

Вверху царских врат большого иконостаса внимание обращал круглый образ Благовещения с золоченым сиянием, над которым были помещены деревянные позолоченные из
В руках они держали свитки с надписями: « Мир вам». По бокам иконостаса, над северными и южными дверями, стояли два молящихся ангела. Впоследствии они были заменены изображением Святой Чаши и 10 заповедей, а все остальные статуэтки были сняты и заменены простою золочёною. решёткой.

Иконы в больших иконостасах принадлежали кисти знаменитых художников. Местная икона Боголюбской Божией Матери ( на медной доске) и образ святых Косьмы и Дамиана написаны профессором живописи Г.И.Угрюмовым, а остальные иконы в большом иконостасе исполнены художником Ф.П.Брюловым. К его кисти относят и большую икону Тайной Вечери над царскими вратами, изображения на северных и южных дверях, а также местную икону Екатерины Великомученицы. К этому заключению приводит цифра вознаграждения, выданная художнику. На то время полученная сумма была очень большой.

На столбах церкви, на верху, тоже находились художественные картины прекрасного письма: свидание Божией Матери с Праведной Елисаветою; явление Бога Аврааму в виде 3-х странников; распятие апостола Петра вниз головою; бичевание Иисуса Христа во дворе Пилата.

Тем не менее, художественное убранство храма требовало совершенства: серебряные ризы имелись только на немногих иконах, а местные иконы во всех иконостасах имели только серебряные венчики. Но невесте Христовой, именем которой был назван Дом Божий, было угодно многолетнее усердие строителей, и она указала благоукрасителей, которые довели храм до его благолепного состояния. Постепенно стали появляться ризы на иконах. На средства всех артелей и доброхотных дателей были устроены художественные массивные ризы на иконы Спасителя и Боголюбской Божией Матери в главном иконостасе. На иконы евангелистов в царских вратах и образа под ними были положены тонкой работы серебряные одежды.

По заказу Н.П.Гайдукова в приделе Иоанна Крестителя появились местные иконы Спасителя и Божией Матери, написанные художником П.Подраменцовым. На эти образа и икону Иоанна Крестителя серебряные с вызолоченными кружевами ризы чеканной работы соорудила прихожанка А.Т.Фролова. В этом же приделе взамен Спаса Нерукотворного и Казанской Божией Матери с ангелами и историей явления иконы биржевым маклером Егором Алексеевичем Понаморенко были написаны новые иконы Спасителя и Божией Матери « Споручницы грешных». Вместо местной иконы Иоанна Богослова с житием ученика его Прохора написана икона Апостола во весь рост художником Травиным, а Н.П.Гайдуковым положена серебряная риза на образ «Тайной Вечери».

Как правило, иконы не покупались, а сносились в храм доброхотами из квартир. Так, В.И.Сушкин пожертвовал иконы Святого Великомученика Пантелеимона и Божией Матери «Достойно есть», представлявшие из себя точные списки с икон монастыря на Афонской горе, а затем соорудил к ним киоты из кипарисового дерева. Любители церковного пения путём сбора в кружку и из своих личных пожертвований заказали художнику Фоме Рейляну объединившую их духовной связью икону Святых песнопевцев с иконостасом и металлическим подсвечником. М.Н.Палибин в память своей жены Екатерины соорудил с иконостасом и подсвечником икону молитвенника земли Русской и Чудотворца преподобного Серафима Саровского; Николай Павлович и Параскева Ефимовна Шебановы поставили с иконостасом новые «Святцы», а А.Т.Фролова пожертвовала икону блаженной Анастасии и преподобного Авраамия в золочёной большой раме…

Кроме икон храм украшался и священными предметами. В частности, А.П.Сазонов, при участии Параскевы Михайловны Крюковой и других прихожан, обветшавшую плащаницу заменил новою с выпуклым изображением Христа Спасителя и бархатною бахромою, отороченною золотыми нитями с золотыми кистями и вышитою ручным способом надписью; В.И.Сушкин пожертвовал запрестольный, густо вызолоченный через огонь, бронзовый крест; П.М. Крюкова в дар преподнесла металлические хоругви и четыре больших бронзовых через огонь вызолоченных ручной работы люстры, а её сын Николай Иович Крюков на свои средства подвёл к ним электрическое освещение. К образу Святого Николая Угодника, которому в своих завещаниях воины отказывали свои медали и ордена, полученные ими за доблести в ратном деле, хлопотами Н.А.Колчина на собранные в приход средства сооружен большой киот… Вот так, постепенно из года в год на средства многочисленных жертвователей храм Святой Великомученицы Екатерины из « не совсем украшенного приобрёл благоустроенный, благолепный вид».

Главными святынями храма являлись:

  1. три святых антиминса на престоле трёх алтарей;
  2. серебропозлащённый крест с мощами: святых апостолов Петра и Варфоломея, святого Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, святых мучеников Харлампия, Власия, Антипы, Пантелеимона первомученицы Феклы, великомученицы Евфимии;
  3. Крест серебропозлащённый с мощами: Иоанна Златоуста, святого Иоанна Предтечи, Святого апостола Андрея Первозванного и Святой Великомученицы Екатерины.
  4. Крест серебропозлащёный с мощами: Святого Саввы Сторожевского, Иоанна Кущника, Григория Богослова и Архиепископа Тверского.
  5. Перламутровый крест, обложенный вызолоченным серебром, с мощами.
  6. Барельеф Святой Троицы, содержащий 52 частицы святых мощей.
  7. Образ Казанской Божией Матери, писанный на серебре, с изображением святого преподобного Сергия, святого Александра, Марии Египетской, Апостола Петра, святых Григория и Николая Угодника.
ЧАСОВНЯ И ДРУГИЕ ЗДАНИЯ ХРАМА. В ограде церкви находились часовня и сторожка, построенные вместе с колокольнею в 1863 году. Здание часовни разделялось капитальною стеною непосредственно на часовню и помещение для сторожа. Деревянный иконостас часовни был окрашен белой масляной краской с позолотой. В нём были вставлены иконы Святой Великомученицы Екатерины, чудесным образом сохранившейся после пожара в 1809 году; Благовещения, Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного и Божией Матери « Всех скорбящих радость», другие образа – приношения от прихожан барона Штиглица и Алексея Кусова. В прежние времена в часовне часто служились молебны и панихиды.

К церкви Святой великомученицы Екатерины была приписана и небольшая каменная часовня на берегу Малой Невы, между зданиями таможни и управления неокладных сборов. Первоначально она назначена была для умерших во время морского пути. Иногда там в ожидании погребения стояли тела умерших за границей. Часовня была украшена пятью живописными иконами в богатопозлащённых ризах. Образа принадлежали членам Дрягильской компании и таможенным досмотрщикам. Когда в таможне Васильевского остова кипела портовая жизнь, часовня имела большое религиозное значение. В неё служились молебны в дни прославления икон и в день прихода первого заграничного корабля. Это был праздник для всей биржи. Во время крестного хода 1 августа, совершенного в воспоминание избавления от холеры 1848 года, после краткой ектении из этой часовни провозглашалось многолетие прихожанам храма Святой Великомученицы Екатерины, всем биржевым артелям и санкт-петербургскому биржевому купечеству, дававшему заработок артелям.

На берегу Малой Невы церкви также принадлежал ещё чугунный киоск, устроенный во имя Александра Невского Обществом Сенопромышленников на Тучковой Бирже в память в Бозе почившего Царя-Освободителя. В киоске, окружённом красивою решёткою, находились образа, перед которыми теплилась неугасимая лампада и служились молебны. Особенно чтилась память Первоверховных Апостолов Петра и Павла, 29 июня, когда начинался сенокос, от благополучного состояния которого зависело благосостояние сенопромышленников на весь год.

ЦЕРКОВНЫЙ ДОМ. Церковь долго не имела дома и притч жил на наёмных квартирах, что представляло большое неудобство и для прихожан и для членов причта. После постройки колокольни понемногу начал скапливаться остаток от текущих доходов. В 1871 году из Духовной Консистории была выдана, ввиду неоспоримой к тому потребности, книга для сбора пожертвований на постройку церковного дома.

Однако возле храма подходящего дома не нашлось. Волей-неволей пришлось остановиться на доме адмирала Грейга, находившимся не в близком от церкви расстоянии. Барский особняк необходимо было приспособить для мелких квартир, и потому без предварительной переделки дом не мог быть куплен церковью. За помощью притч и староста А.П.Сазонов обратились к Григорию Петровичу Елисееву, и он переделал дом, а затем на льготных условиях продал церкви. С покупкой дома екатерининский приход приобрёл приличное помещение для причта. 18 квартир для отдачи в наём, которые, не считая квартир для причта, давали более 11 тысяч рублей дохода. Чистый доход по дому поступал в пользу церкви и составлял крупное подспорье для её содержания.

ЦЕРКОВНЫЙ ПРИЧТ. В деревянной церкви святой Великомученицы Екатерины, сгоревшей в 1809 году, богослужение отправляли священники Благовещенской церкви Петр Песоцкий и Алексей Яковлев. Со времени создания каменной церкви причт состоял из священника, диакона и двух псаломщиков. В 1843 году был открыт штат для другого священника. В указе Духовной Консистории сказано, что состав причта увеличен ввиду малолюдства Екатерининского прихода. В 1891 году на вновь открытую Святым Синодом вакансию определён третий священник и псаломщик.

Первым священником, определённым 22-го декабря 1823 года именно в Екатерининской церкви, был Михаил Никитич Малеин и служил он полгода, пока не перешёл в Морской Богоявленский собор.

Его сменил в 1824 году Петр Александрович Остроумов, служивший Екатерининской церкви до 1831 года. Последний год о.Петр болел, и ему помогал прикомандированный с 31 марта 1830 года Павел Ефимович Веселовский.

29 июня 1831 года отец Петр Остроумов по болезни ушел заштат, а причт Екатерининской церкви возглавил протоиерей магистр богословия Иоанн Афанасьевич Мелиоранский. Служил он на приходе 30 лет. Был отец Иоанн, как сказано в примечании к списку, живою историею прихода и церкви и скончался он при общем уважении прихода.

Именно при отце Иоанне Мелиоранском окончательно оформился архитектурный облик храма великомученицы Екатерины. Вместо деревянной звонницы по проекту Л.Бонштедта была возведена каменная, высотой 27 саженей колокольня. Строили её три года. После этого с 1862 по 1866 год академик Ф.И.Нестеров выстроил трапезную, ограду со сторожкой и часовню, где находился образ святой Екатерины, спасённый при пожаре первоначальной церкви.

Скончался отец Иоанн в феврале 1869 года.

При отце Иоанне Мелиоранском был открыт в Екатерининской церкви в 1843 году штат для второго священника, и 21 июня в церковь пришел Александр Георгиевич Редкинский, служивший здесь до 15 июля 1845 года.

Сменил отца Александра отец Иоанн Иоаннович Окунев, служивший в храме до 12 января 1854 года. Он пользовался большой любовью прихожан. Отцом Василием было составлено описание Екатерининской церкви.

После него с 16 февраля 1854 года вторым священником служил в Екатерининской церкви Василий Иоаннович Георгиевский.

После кончины отца Иоанна Мелиоранского в марте 1869 года настоятелем Екатерининской церкви стал протоиерей Павел Леонтьевич Весин; ревностный деятель по воссоединению униатов. Он основал приходское Благотворительное Общество. В списке напротив его имени сделана пометка – « Пастырь добрый».

С июня 1871 года по март 1872 года настоятелем был протоиерей Павел Васильевич Нильский.

С 27 сентября 1876 года по апрель 1890 года в храме служил проповедник и публицист Илья Григорьевич Свиткин. Близкий, как отмечено в примечании, к приходу священник.

Протоиерей Василий Феодорович Глебов, служивший настоятелем с 16 декабря 1889 по апрель 1893 года, запомнился как опытный администратор, поставивший церковное хозяйство на твердую почву.

Сменивший его 18 апреля 1893 года протоиерей Иоанн Георгиевич Полканов был не только замечательным оратором, но и бережливым церковным хозяином. За тринадцать лет его настоятельства удалось уплатить 75 тысяч рублей долгу СПб Городскому Кредитному Обществу, купить на четыре тысячи процентных бумаг и ещё сделать большой ремонт храма снаружи и внутри. Как председатель приходского Благотворительного Общества, отец Иоанн увеличил капитал общества и тем помог обществу приобрести впоследствии дом.

С 30 января 1906 года по март 1909 года настоятелем храма был протоиерей Николай Владимирович Покровский.

После отца Николая настоятелем стал протоиерей, доктор богословия и заслуженный профессор Сергей Александрович Соллертинский, служивший в церкви с 16 марта 1902 года.

С 1891 года штат Екатерининской церкви был увеличен до трёх священников.

С 16 апреля 1890 года до самой революции служил в Екатерининской церкви протоиерей Леонид Михайлович Тихомиров, автор брошюры «Церковь Святой Великомученицы Екатерины на Васильевском острове», на которую мы постоянно ссылаемся.

В списке диаконов Екатерининской церкви мы находим имена Павла Борисовича Албенского (1824-1841), Николая Ивановича Приморского (1843-1844), Иоанна Александровича Налимова (1845-1862), Александра Ивановича Путиловского (1862-1868), Василия Михайловича Вишневского (1868-1869), Александра Васильевича Дубровского (1869-1890), Николая Евгеньевича Щукина (1890-1895), Ивана Афанасьевича Троицкого(1895-1897), Александра Александровича Дубровского (1895 1911).

В списке псаломщиков – Алексея Иванова (1832-1830), Ивана Кривинского (1823-1827), Александра Москвина (1827-1831), Петра Томилина( 1830- 1842), Николая Павлова (1831-1843), Григория Громова (1842-1855), Константина Краснопевкова (1844-1858), Михаила Москвина (1855-1860), Евфимия Барсова( 1858-1860), Василия Пельгорского (1860), Петра Зимнева (1861-1869), Иоанна Левитского (1860), Константина Крылова (1869-1871), Николая Чайкина (1871-1873), Павла Быстрякова(1873-1880), Павла Быстреевского (1880-1885), Иоанна Добронравова (1886-1890), Василия Орлова (1901-1906).

Иоанн Иоаннович Добронравов стал священником. В 1911 году он был настоятелем Андреевского собора в Санкт-Петербурге.

Священниками стали и другие псаломщики церкви великомученицы Екатерины. Николай Александрович Милославов стал протоиереем церкви Коммерческого Императорского Училища. Алексей Иоаннович Медведков – священником села Вруда Ямбургского уезда. Иван Александрович Беляев – священником села Сясьские Рядки.

Причт церкви жил на наёмных квартирах, получая на них в начале 500 рублей ассигнациями для священника, 300 рублей для диакона и 200 рублей для псаломщика. В 1850 году пособие это было повышено до 400 рублей серебром протоиерею, 300 рублей серебром для священника, 200 рублей для диакона и 130 рублей для псаломщиков. А по указу Духовной Консистории от 30 сентября 1874 года причт начал получать на квартиры 800 рублей для настоятеля, 700 рублей для священника, 450 рублей диакону; и псаломщикам по 350 рублей серебром. С 1883 года благодаря щедрому пожертвованию братьев Елисеевых причт начал жить на квартирах в церковном доме.

Первым церковным старостою был избран Даниил Никифорович Голубин ( 1823-1830). На свои плечах он вынес окончание постройки храма и первоначального его украшения. Сменил Даниила Никифоровича его сын Василий Данилович Голубин (1830-1854). Сам Даниил Никифорович отзывался о нём « как об усердном и заботливом помощнике, помогавшим ему многими средствами и к дешевизне покупок и ко времени приискания их». Уплатив из собственных средств долги церкви, Василий Данилович Голубин за время последующего управления церковным хозяйством сберег 8 тысяч рублей и тем положил основание для образования церковного капитала на постройку колокольни.

Третьим церковным старостой был Иван Иванович Козлов (1854-1868), с его именем связан сбор пожертвований на устроение каменной колокольни.

Сменивший его Александр Иванович Сазонов (1868-1877) поставил своей задачею приобретение церковного дома. Для осуществления этой цели, он находил жертвователей среди неприходских лиц. При вступлении Александр Иванович принял одну тысячу рублей, а при окончании службы сдал 37559 рублей. Щедро субсидировал Александр Иванович из своих собственных средств церковный хор.

Староста Василий Иванович Сушкин (1877-1880) запомнился как строгий ревнитель истового богослужения.

Иван Васильевич Жданов (1880-1881) как почётный прихожанин принимал деятельное участие в Ремонтной Комиссии 1872 года. В бытность старостой Николая Петровича Гайдукова (1881-1888) была совершена покупка церковного дома.

Действительный Статский Советник и Камергер Сергей Степанович Благово был старостой Екатерининского храма с ноября 1888 года по 1892 год.

Александр Васильевич Шувалов вступил в должность церковного старосты 13 ноября 1892 года. Но деятельность его на пользу церкви началась раньше этого срока, так как Сергей Степанович Благово согласился стать старостой только при условии, что помощником у него будет А.В.Шувалов.

Опытный хозяин, Александр Васильевич всегда и до всего доходил личным дозором. Когда он вступил в должность церковного капитала было 10385 рублей 75 копеек, а должна была церковь Кредитному Обществу 98666 рублей 93 копейки.

К 1 декабря 1904 года, когда Александр Васильевич Шувалов отказался от должности, церковь имела капитала 14656 рублей 67 копеек, долгу только 19390 рублей 87 копеек.

Среди старост храма великомученицы Екатерины находим мы имена Константина Ивановича Путилова, Дмитрия Евфимиевича Ершова, Григория Константиновича Толченова, Степана Антоновича Пантелеева. Александра Андреевича Дурасова, Сергея Александровича Улыбина, Феодора Архиповича Лобанова…

ПРИХОДСКОЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО. Приходское Благотворительное общество церкви Святой Великомученицы Екатерины было организовано на основании Устава, утверждённого Министерством Внутренних Дел от 19 декабря 1875 года. Согласно протокола Совета официальной датой его открытия считается 21 марта 1876 года. Основателями Общества и первыми его деятелями были: протоиерей Павел Леонтьевич Весин, А.П.Сазонов, А.Ф.Елисеева, Т.Е.Полилов, И.В.Жданов, И.М.Крюков, П.В.Голубин, И.П.Гайдуков, М.А.Хлопов, Т.Ф.Фролова, К.П.Гранев, И.А.Пахомов, А.Н. Емельянов, В.В.Попов, А.И.Козлова, М.М.Фирс, И.Т.Пономарев, Г.В.Шувалов, А.Ф.Жданов, В.М.Ведров. Почётным членом был избран Григорий Петрович Елисеев.

Общество начало свою деятельность с очень скромными средствами, и потому в начале благотворение не могло быть развернуто широко. По постановлению Совета Председателю Общества Павлу Леонтьевичу Весину представлено право выдавать ордер на получение от казначея пособия до трёх рублей. Все члены Совета принимали самое живое участие в деле христианской помощи бедным. Един был у всех дух и едина душа: члены Совета по очереди ходили с блюдом для пожертвований по церкви. Помощь бедным прихожанам выражалась в единовременных и ежемесячных пособиях.

26 августа 1888 года с Божией помощью для безродных стариц в наёмном помещении была открыта богадельня – приют на 19 человек. В 1906 году, благодаря щедрому пожертвованию Ироиды Александровны Пальяновой Общество приобрело землю и выстроило на ней дом, где один из этажей был отведён под богадельню. Знакомство со зданием, с жизнью призреваемых были доступны каждому прихожанину. Подвижническая деятельность членов приходского Благотворительного Общества свидетельствовала: много может молитвенное предстательство Святой Великомученицы Екатерины за дом Божий, посвященный её мученической памяти.

В результате святое дело благотворения бедным под покровом церкви за 34 года из ничего выросло в учреждение, владевшее землёй на 30 тысяч рублей, домом в 72 тысячи рублей и неприкосновенным капиталом.

ЦЕРКОВНЫЙ ХОР. Говоря о приходском Благотворительном Обществе нельзя не упомянуть и об Обществе любителей церковного пения. Как писал протоиерей Леонид Михайлович Тихомиров: « Церковное пение у нас, как всегда это бывает в приходах, стояло в зависимости от музыкальных склонностей церковного старосты. Из своих же скудных средств церковь никогда не могла содержать вполне хорошего хора, потому что постоянно уплачивала долги то по одному, то по другому назначению».

За ранними литургиями пели любители из прихожан и преимущественно из артельщиков. Пели они хотя и с усердием, но не всегда стройно, поскольку все они приехали из разных губерний, привычные к напевам, свойственным их местностям, а спевок никаких не было. В бытность диакона Николая Евгеньевича Щукина в 1890-1895 годах наконец-то в церкви был образован хор любителей на правильных основаниях с подразделением на голоса и частыми внебогослужебными спевками.

Дело пошло успешно, но когда Николай Евгеньевич перешёл в другой храм, состояние хора снова стало плачевным. Восстановлением его занялся псаломщик Иван Александрович Беляев, из певчих Александровского хора.

Пение опять наладилось, но скоро и Иван Александрович Беляев стал священником и уехал в Сясьские Рядки.

Правильное устройство хора снова началось в 1906 году, когда довели плату наёмному хору до 167 рублей в месяц, и разрешенную прибавку положено было употребить , чтобы за эту сумму сверх пения за подними литургиями содержатель хора для пения за ранними литургиями поставлял бы несколько постоянных певчих в помощь хору любителей.

Началось правильное обучение. Спевки теперь устраивались по два раза в неделю. Руководил делом Л.П.Блинов, работавший учителем пения в учебных заведениях Ведомства Учреждений Императрицы Марии. Уже в конце первого года хор мог успешно исполнять сложные композиции духовных авторов.

В течение шестилетнего своего существования хор в особо торжественных случаях приходской жизни пел за поздними литургиями и участвовал в концертах в память отца Иоанна Кронштадского.

Как «аттестат зрелости» церковного хора была написана специальная «певческая» икона. На иконе изображена на престоле Святая Троица, перед Которою предстоят Богоматерь и Иоанн Креститель. Престол окружен небесными песнопевцами-херувимами и серафимами; в центре помещены песнословцы Ветхого и Нового Завета: Царь Давид, Иоанн Дамаскин и Роман Сладкопевец. Внизу иконы в ряд расположены: три составителя православных литургий Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст; Святая Великомученица Екатерина со святыми земли Русской Феодосием Черниговским и Серафимом Саровским и Иоанн Богослов с Николаем Угодником и мучеником Леонидом.

О ПРИХОДЕ И ПРИХОЖАНАХ. Приход Екатерининской церкви образовался из двух небольших частей, отделённых в 1824 году от приходов Андреевского собора и Благовещенской церкви. В него входила узкая полоса северо-восточной части Васильевского острова. Начинаясь от Малой Невы, пограничная черта шла по 3-й линии до Среднего проспекта. Захватив по Среднему 17-й и 19-й номера домов, она переходила на 2-ю линию до Большого проспекта. Пройдя по его солнечной стороне, она выходила на Кадетскую линию до Большой Невы. Отсюда, по Университетской набережной, опоясав здание биржи, возвращалась по Тучковой набережной ( нынешней Макарова) опять к 3-й линии.

Состав прихода, как видно из исповедных росписей, был, по преимуществу, крестьянский. Только в небольшом количестве в нём числились мещане и ещё в меньшем числе купцы и лица привелигированных сословий. Объясняется это местонахождением храма на берегу реки и близостью его к бирже. Рабочие с судов, естественно, шли в ту церковь, которая была у них перед глазами, а для временных рабочих на бирже и для биржевых артельщиков она была как бы родной. Можно с уверенностью сказать: первоначальными прихожанами церкви были исключительно артельщики.

Они так густо селились к месту своей службы на бирже, что некоторые дома в приходе были сплошь заняты ими. Артели участвовали в создании храма и украшали его. Благодаря им были сооружены серебряные ризы на местных иконах главного алтаря, устроен иконостас и икона в серебряной ризе в память избавления императора Александра II от руки убийцы 4 апреля 1866 года. К ней поставлена серебряная свеча в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра III 17 октября 1888 года. Отрадно было видеть, как массы русских людей объединялись в горячей молитве перед образами за себя и за тех близких им людей, для которых они оставили родное гнездо и переселились на берега Невы, в Петербург. Пылавшие перед иконами свечи выражали их горячую веру в Бога и Надзирающее Его Око, Которое лучше контрактов и нотариальных условий предохраняло их от нарушений интересов общины. Здоровый русский смысл утверждал их в сознании: спасение человека лежит в труде, чистой совести и личном нравственном совершенствовании на основах, указанных церковью.

Отличительной чертой прихода считалось также преобладание в нём лиц инославных. Лучшим свидетельством густоты инославного населения служило существование в небольшом районе прихода двух Лютеранских церквей, католической академии и еврейского молитвенного дома.

Домовладельцев в приходе насчитывалось 80. Большая половина из них – лица инославного исповедания. Православных домовладельцев, имевших в приходе дома не только как арендную статью дохода, а живших в нём и имевших к храму отношение, только 14.

О том, насколько был мал приход во второй половине XIX-го и начале XX-х веков можно судить по метрическим книгам церкви. Крестин в среднем ежегодно бывало около 250, венчаний – около 60. Смертность в приходе определялась 120 человеками год вместе с младенцами. По исповедным росписям число прихожан колебалось около пяти тысяч человек. Но исповедовались в церкви не только коренные прихожане. Если Пасха была ранняя, то крестьяне, прибывавшие для заработков на судах и не усевшие на родине выполнить христианский долг исповеди, исполняли его в Екатерининской церкви, как ближайшему месту их жительства на барках.

С другой стороны рабочие фабрик, заводов и типографий, расположенных в приходах церкви Благовещения и Андреевского собора, говели в церкви Святой Великомученицы Екатерины, как более свободной по вместительности и не очень сильно обременённой наплывом исповедников в последние дни страстной недели.

Интересно, что на территории прихода, в доме №17 по Тучкову переулку, как раз напротив алтарной стены Екатерининской церкви с 1912 по 1914 годы жили известные в России поэты Анна Ахматова и Николай Гумилёв. Там, 3 октября 1912 года родился их сын Левушка, впоследствии знаменитый историк Лев Николаевич Гумилёв. Тот период времени нашёл своё отражение в ахматовских стихах:

Покинув рощи родины священной
И дом, где Муза Плача изнывала
Я, тихая, весёлая жила
На низком острове, который, словно плот
Остановился в пышной Невской дельте
О, зимние таинственные дни

И милый труд и летняя усталость
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и не длинным.
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм святой Екатерины.

Мал был приход в дореволюционное время. Тем большую надобно отдать честь ему за усердие к храму Божьему. В 1917 году этап развития церкви Святой Великомученицы Екатерины прервал октябрьский переворот.

ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННАЯ СУДЬБА ХРАМА. В послереволюционные годы храм Святой Великомученицы Екатерины взошёл на Голгофу вместе со всей Русской Православной Церковью. Он был разграблен, а его настоятель протоиерей Михаил Яворский ( зять священномученика Философа Орнатского) в 1937 году закончил свой земной путь в сталинском концлагере В тридцатые годы многие ленинградские учреждения пытались получить здание в пользование.

В январе 1933 года президиум Василеостровского райсовета удовлетворил ходатайство Гидрологического института и передал здание храма для организации лаборатории. В декабре 1935 накануне престольного праздника храм был закрыт.

Глумясь над ангелом, василеостровские атеисты вырвали из его рук крест. Тогда и была придумана острота о церкви с пионером на куполе. Она прижилась, поскольку лишенный креста ангел действительно сделался беспомощно схожим с пионером, поднявшим руку в салюте.

И улыбались остряки своей кощунственной шутке, не понимая, что глумление над ангелом – это прежде всего глумление над самим собою, над тем светлым и чистым, что ещё осталось в твоей душе…

А ангел что ж? А Святая Великомученица Екатерина? Они молили Господа Иисуса Христа, чтобы Он хранил дом Божий. И свершалось на глазах у всех чудо…

Во время Великой Отечественной войны, в июне 1942 года, немцы били из орудий по церкви Святой Великомученицы Екатерины. Снаряды попали тогда в часовенку, но церковь и ангел остались невредимы!

Но и чудеса военного лихолетья не потушили атеистического пыла ненавистников Православия. Сразу после смерти И.В.Сталина здание церкви Святой Великомученицы Екатерины передали Всероссийскому нефтяному научно-исследовательскому геологоразведочному институту (ВНИГРИ) под лабораторный корпус. В капитальные стены храма врезали бетонные перекрытия, и сделали церковь четырёхэтажной. Центральную же часть, под куполом, огородили стеклянным «аквариумом», который служил коллектором для вентиляционных выбросов химических лабораторий.

Когда восемь лет назад распоряжением Мэрии Санкт-Петербурга №421-р от 01.08.96 года здание церкви было передано Санкт-Петербургской епархии, от прежнего богатства в храме остались только голые стены да ещё замечательная акустика, которая позволяет различать голос чтеца в самых дальних уголках храма.

В 1995 году указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира настоятелем церкви был назначен священник Игорь Поляков. Уже к сентябрю 1996 года удалось освободить притвор храма, отремонтировать его, установить временный алтарь, что позволило 1 декабря 1996года совершить малое освящение части храма. С того времени начались регулярные богослужения в храме, но пока только в помещении под колокольней.

Первого декабря 2000 года , накануне храмового праздника Святой Великомученицы Екатерины, произошло радостное и долгожданное событие – установка креста, который предварительно был собран на Заячьем острове у Петропавловской крепости, а затем с помощью вертолёта водружён на колокольне.

Указом митрополита от 10 апреля 2003 года новым настоятелем церкви Святой Великомученицы Екатерины назначен протоиерей Иоанн Пашкевич. За истекшее время в храме стали регулярно совершаться согласно принятому расписанию. По четвергам читается и поётся акафист Святой Великомученице Екатерине, а после богослужений совершаются Таинства Крещения и все необходимые требы в соответствии с имеющимися записями. Кроме того, что также немаловажно, сформировался постоянный и непрестанно увеличивающийся хор певчих, который ныне под руководством регента Лидии Гринкевич всё больше и больше совершенствуется в пении.

Ещё когда проводилось первое обследование состояния Ангела на куполе храма, стало ясно, что оно близко к катастрофе. Небесный Вестник, лишённый креста, начал разваливаться и, чтобы предотвратить окончательное его разрушение, пришлось делать скрепы, обвить тросами тело Ангела, скрепить растяжками крылья.

С мая 2003 года по октябрь были осуществлены мероприятия по подготовке храма и прилегающей территории к реставрационно- восстановительным работам. Работы для создания условий последующего демонтажа обветшавшей фигуры Ангела на куполе храма велись неустанно.

Финансирование реставрационных работ взяло на себя ЗАО Холдинговая компания «Гранд» (президент О.А.Никитин). И вот 14 декабря 2004 года в тесный дворик Екатерининской церкви въехал тяжёлый немецкий подъёмный кран «Крупп». 15 декабря, с утра, рабочие укрепили бетонными плитами брусчатку под опорами крана, и только потом подняли стрелу и завели тросы под Ангелом. Альпинист Юрий Борзенец со своими помощниками, поднявшись на кровлю купола, закрепил тросы, а потом начал снимать растяжки и скрепы. Потом Ангел завис в воздухе, а затем начал медленно спускаться, и через несколько минут стоял на помосте, приготовленном в церковном дворике. Теперь уже не за горами тот день, когда Ангел вновь займёт на куполе своё место. Ведь бытует мнение, что три петербургских ангела – один на соборе в Петропавловской крепости, другой на Александровской колонне, что на Дворцовой площади, а третий на нашей Екатерининской церкви – образуют незримый треугольник, соединяющий Васильевский остров, Петроградскую сторону и центральную часть города в единое духовное целое. Другими словами, они в каком-то смысле являются городской иконой Святой Троицы, и не так уже безосновательна легенда, утверждающая, что пока эти три ангела будут охранять город, он будет спасён от любой беды и напасти…

Поскольку храм является культурным объектом федерального значения, Правительство Российской Федерации уже выделило на его реставрацию финансовые средства. Уже произведена очистка внутренних помещений церкви от остатков промышленного и бытового мусора. Силами прихожан, а также рабочих-специалистов произведена разборка внутренних временных и лабораторных помещений общей площадью 1000 квадратных метров. Подвалы храма общей площадью 500 квадратных метров также очищены от мусора, отходов оборудования института, при этом мусора вывезено в объёме 500 кубических метров. Большой объём работ был произведён и по очитке канализационных и водосточных колодцев. Были сняты металлические листы с решётки ограды церкви, изготовлены новые входные двери храма.

Таков нынешняя повседневная жизнь церкви Святой Великомученицы Екатерины. Сейчас делается всё, чтобы она стала для прихожан настоящим местом врачевания своих скорбей и болезней, где бы они могли горячо молиться во время благолепной церковной службы, слушать сильное, благодатное пастырское слово. Ведь не напрасно Святой Иоанн Златоуст сказал, что побывав в храмине, где варится миро, нельзя выйти из неё не благоуханным.

Made on
Tilda